Приветствую Вас, Гость! RSS

Московская цирковая школа

Воскресенье, 24.09.2017

ПОЛОЖЕНИЕ   
о   проведении  вступительного  испытания  по  литературе  (устно)  на  базе  основного  общего  образования    (9 классов)   для   абитуриентов   в  ФГБПОУ  «Государственное  училище  циркового  и  эстрадного  искусства  им. М.Н. Румянцева  (Карандаша)»  

Процедура  проведения  вступительного  экзамена

Экзамен  проводится  в  устной  форме.  Перед  экзаменом  предусмотрено  проведение   консультации. 
Экзаменационный  билет  содержит  три  вопроса:
По  литературе   XVIII -  XIX  века.
Знание  литературного  жанра.
Стихотворение  наизусть  (по  выбору  абитуриента.
Для  подготовки  ответа  абитуриенту  предоставляется  30  минут
При  подготовке   к  ответу  поступающий  обязан  вести  записи  в  листе  устного  ответа.
В  процессе  сдачи  экзамена  абитуриенту  могут  быть  заданы  дополнительные  вопросы   как  по  содержанию  экзаменационного  билета,  так   и    по  любым   разделам  предмета  в  разделах    программы  вступительного  испытания  (5 – 9 кл.).
Экзаменаторы  отмечают  в  листе  устного  ответа  правильность  и  полноту   ответа    на   все   вопросы.   Сведения   об    оценках  вывешиваются   на    стенде  для  абитуриентов   на   следующий   день   после   экзамена.   Оценка    ставится  цифрой  и  прописью  (в  принятой  системе   баллов)  в  экзаменационную   ведомость  и  экзаменационный   лист   поступающего.

Список  литературы  для  обязательного  чтения  (по  программе  5- 9 классы)

Раздел 1.  Русский фольклор
Малые жанры фольклора
Пословицы   как   воплощение   житейской   мудрости,  отражение народного    опыта.   Темы   пословиц.   Афористичность   и    поучительный характер    пословиц.    Поговорка     как     образное     выражение.    Загадка   как    метафора,   вид    словесной    игры.
Сказки   (русские   народные,   авторские,   бытовые,   о   животных).
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (народные,  авторские,   бытовые,  сказки о  животных).     Противопоставление    мечты   и     действительности,   добра   и   зла  в   сказках.   Положительный   герой    и   его    противники. Персонажи-животные,   чудесные    предметы   в   сказках.
Былина   «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Воплощение   в   образе   богатыря   национального   характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости,   бескорыстного    служения    Отечеству.
Раздел 2.  Древнерусская  литература
«Слово о полку Игореве»
«Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси. История  открытия   «Слова…».    Проблема   авторства.   Историческая основа   памятника,   его   сюжет.    Образы    русских    князей.  Ярославна как   идеальный   образ     русской    женщины.    Образ    Русской    земли. Авторская      позиция       в    «Слове…».    «Золотое   слово»      Святослава   и    основная    идея     произведения.     Соединение    языческой  и христианской   образности.   Язык    произведения.   Переводы   «Слова…».
«Житие  Сергия  Радонежского»  (фрагменты)
Духовный путь Сергия Радонежского. Идейное содержание произведения.   Соответствие    образа    героя    и    его    жизненного   пути канону    житийной    литературы.    Сочетание    исторического,     бытового и чудесного в житии. Сила духа и святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы    в     историческом    очерке   Б.К.Зайцева.
Раздел 3. Русская литература XVIII в.
Д.И. Фонвизин.   Комедия  «Недоросль»   (фрагменты)

Социальная  и    нравственная   проблематика    комедии.    Сатирическая   направленность.    Проблема    воспитания,     образования    гражданина. «Говорящие»  фамилии  и  имена,   речевые   характеристики    как  средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.
Н.М.Карамзин.  Повесть  «Бедная  Лиза».
Своеобразие    проблематики   произведения.  Отражение художественных   принципов  сентиментализма в   повести.  Конфликт истинных  и  ложных   ценностей.   Изображение    внутреннего мира  и эмоционального   состояния  человека.  

Раздел 4.  Русская  литература  XIX в.
И.А. Крылов.   Басни  «Волк и Ягненок»,  «Свинья  под  Дубом»,  «Волк на псарне» и  др.
Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Выражение   народной   мудрости   в   баснях    Крылова.   Поучительный характер    басен.    Мораль   в    басне,    формы    ее    воплощения. Своеобразие    языка   басен  Крылова.
А.С.Грибоедов.   Комедия   «Горе   от  ума».
История  создания,   публикации   и   первых   постановок   комедии. Прототипы.   Смысл   названия   и   проблема   ума    в    пьесе.   Особенности развития   комедийной   интриги.    Своеобразие   конфликта.   Система образов.  Чацкий   как   необычный    резонер,    предшественник    «странного   человека»   в   русской   литературе.    Своеобразие   любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция   несценических  персонажей.  Образность  и  афористичность  языка. Мастерство   драматурга    в    создании   речевых  характеристик действующих      лиц.    Конкретно-историческое    и        общечеловеческое    в     произведении.     Необычность    развязки,    смысл    финала    комедии. Критика   о   пьесе  Грибоедова.
А.С.Пушкин
Стихотворения   «Няне»,    «И.И. Пущину»,   «Зимнее    утро»,    «Зимний  вечер»,   «К***»,   «Я   помню    чудное    мгновенье…», «Анчар», «Туча»,   «19   октября»   («Роняет  лес   багряный   свой   убор…»), «К Чаадаеву»,    «К   морю»,   «Пророк»,   «На   холмах   Грузии   лежит   ночная мгла…»,   «Я   вас   любил:  любовь   еще,   быть   может…»,     «Бесы»,   «Я памятник    себе    воздвиг    нерукотворный…»,    «Осень»,   «Два   чувства дивно    близки  нам…».
Многообразие   тем,    жанров,    мотивов     лирики     Пушкина.   Мотивы   дружбы,    прочного    союза    друзей.    Одухотворенность   и чистота  чувства   любви.   Слияние   личных,    философских     и гражданских    мотивов    в    лирике   поэта.     Единение   красоты    природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Размышления   поэта   о    скоротечности    человеческого    бытия.   Тема поэта   и    поэзии.    Вдохновение    как   особое     состояние    поэта. Философская    глубина,    религиозно-нравственные    мотивы    поздней лирики    Пушкина.     Особенности   ритмики,   метрики,   строфики пушкинских   стихотворений.    Библейские     и     античные    образы   в поэзии   Пушкина.    Традиции    классицизма,      романтические        образы и  мотивы,    реалистические    тенденции     в     лирике    поэта.      Образы, мотивы,    художественные    средства    русской    народной    поэзии    в творчестве    Пушкина.    Образ    Пушкина    в     русской   поэзии XIX – XX вв.
Баллада «Песнь о вещем Олеге».
Интерес    Пушкина     к     истории    России.     Летописный    источник «Песни   о   вещем    Олеге».    «Традиции    народной    поэзии    в   создании образов   «Песни…».  Смысл  противопоставления   образов   Олега   и кудесника.   Особенности    композиции   произведения.    Признаки    жанра баллады в «Песни …». Художественные средства произведения, позволившие    воссоздать    атмосферу   Древней   Руси.
Роман «Дубровский».
История   создания    произведения.   Картины    жизни   русского поместного    дворянства.   Образы    Дубровского    и    Троекурова. Противостояние   человеческих     чувств      и    социальных      обстоятельств в  романе.     Нравственная    проблематика    произведения.   Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта.  Образ  благородного разбойника     Владимира    Дубровского.  Традиции   приключенческого романа    в     произведении    Пушкина.    Романтический    характер    истории   любви   Маши   и   Владимира.    Средства     выражения   авторского      отношения     к     героям    романа.
Роман   «Капитанская  дочка».
История  создания  романа.   Историческое    исследование   «Истории Пугачева»    и     роман    «Капитанская    дочка».    Пугачев     в   историческом     труде     и    в    романе.    Форма    семейных     записок    как выражение   частного    взгляда   на    отечественную    историю. Изображение     исторических   деятелей    на    страницах     романа  (Пугачев, Екатерина II).   Главные   герои    романа.    Становление,   развитие характера,   личности   Петра   Гринева.   Значение    образа    Савельича. Нравственная    красота    Маши    Мироновой.      Образ   антигероя Швабрина.   Проблемы   долга,    чести,     милосердия,    нравственного выбора.   Портрет    и     пейзаж   в    романе.    Художественная    функция народных      песен,   сказок,    пословиц    и    поговорок.     Роль    эпиграфов в    романе.     Название    и    идейный    смысл    произведения.
Повесть «Станционный смотритель».
Цикл    «Повести     Белкина».     Повествование    от    лица вымышленного     героя     как     художественный    прием.    Отношение рассказчика    к     героям    повести    и    формы    его    выражения.    Образ рассказчика.    Судьба    Дуни    и    притча    о     блудном    сыне. Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Трагическое    и     гуманистическое   в   повести.
Роман в стихах «Евгений Онегин».
Замысел   романа    и     его    эволюция    в    процессе    создания произведения.    Особенности      жанра    и     композиции    «Свободного романа».   Единство    лирического     и     эпического   начал.   Автор   как идейно-композиционный  и   лирический    центр     романа.    Сюжетные линии    произведения      и    темы    лирических      отступлений.    Автор   и его   герои.    Образ   читателя   в    романе.    Образ     Онегина,   его развитие.    Типическое    и     индивидуальное    в    образах     Онегина     и Ленского.     Татьяна    как    «милый»    идеал»    автора.   Художественная функция   эпиграфов,    посвящений,   снов   и    писем   романа.   Картины жизни   русского    общества:   жизнь    столиц    и    мир    русской    деревни. Картины    родной   природы.    «Онегинская   строфа».     Особенности    языка,   органичное     сочетание    высокой     поэтической   речи   и дружеского   разговора,   упоминания   имен    богов    и    героев   античной мифологии   и    использование   просторечной   лексики.  Реализм пушкинского   роман   в    стихах  . «Евгений    Онегин»    в    русской критике.
М.Ю.Лермонтов
Стихотворения   «Парус»,    «Листок»,   «Тучи»,   «Смерть  Поэта», «Когда   волнуется   желтеющая   нива…»,   «Дума»,   «Поэт»   («Отделкой золотой  блистает  мой  кинжал…»),   «Молитва»   («В   минуту   жизни трудную…»),    «И    скучно   и   грустно»,    «Нет,    не    тебя    так   пылко  я люблю…», «Родина», «Пророк», «На  севере  диком  стоит  одиноко…», «Ангел»,    «Три  пальмы».
Основные   мотивы,    образы   и    настроения    поэзии   Лермонтова. Чувство  трагического  одиночества.  Любовь   как    страсть,    приносящая страдания.   Чистота   и    красота    поэзии    как    заповедные   святыни сердца.   «Звуки   небес»    и    «скучные    песни  земли».  Трагическая  судьба   поэта  и   человека   в   бездуховном   мире.   Своеобразие художественного  мира  поэзии  Лермонтова.  Характер    лирического   героя лермонтовской      поэзии.   Тема   Родины,   поэта    и    поэзии.     Романтизм и    реализм    в   лирике   поэта. 
Стихотворение «Бородино».
Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ   рядового    участника    сражения.    Мастерство   Лермонтова    в  создании   батальных  сцен.    Сочетание   разговорных интонаций   с    высоким     патриотическим    пафосом   стихотворения.
Поэма  «Песня   про   царя    Ивана    Васильевича,    молодого  опричника    и   удалого   купца    Калашникова».
Поэма    об     историческом     прошлом     Руси.     Картины   быта   XVI века,   их    значение    для    понимания     характеров    и     идеи   поэмы. Смысл  столкновения   Калашникова    с     Кирибеевичем    и   Иваном Грозным.   Образ    Ивана    Грозного    и    тема    несправедливой    власти. Защита   Калашниковым    человеческого   достоинства.    Авторская    позиция    в    поэме.    Связь    поэмы    с     художественными    традициями устного   народного   творчества.   Сопоставление    зачина    поэмы   и   ее концовки.    Образы    гусляров.     Язык    и     стих    поэмы.
Поэма «Мцыри».
«Мцыри»    как    романтическая     поэма.     Романтический    герой. Смысл    человеческой    жизни    для     Мцыри    и   для    монаха. Трагическое     противопоставление     человека    и    обстоятельств. Особенности   композиции    поэмы.     Исповедь    героя    как композиционный       центр     поэмы. Эпиграф   и      сюжет       поэмы. Образы    монастыря  и   окружающей   природы,   смысл  их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского   отношения.    Смысл    финала   поэмы.
Роман «Герой нашего времени».
«Герой     нашего     времени»    как    первый     психологический     роман  в   русской   литературе.    Нравственно-философская    проблематика произведения.  Жанровое    своеобразие    романа.    Особенности композиции    романа,   ее    роль    в     раскрытии     характера    Печорина. Особенности   повествования.    Особое    внимание    к     внутренней     жизни   человека,    его     мыслям,     чувствам,     переживаниям, самоанализу,   рефлексии.    Портретные     и     пейзажные     описания    как средства     раскрытия       психологии     личности.     Главный      герой    и второстепенные    персонажи     произведения.    Любовь    и     игра    в любовь    в    жизни    Печорина.     Смысл    финала     романа.   Черты романтизма     и      реализма     в     романе.     Печорин   и    Онегин   . Роман «Герой   нашего   времени»    в     русской    критике.
Н.В.Гоголь
Повесть «Ночь перед Рождеством».
Поэтизация   картин   народной    жизни     (праздники,    обряды, гулянья).     Герои     повести.     Кузнец    Вакула     и     его      невеста Оксана.  Фольклорные   традиции   в    создании    образов.    Изображение конфликтов   темных    и    светлых    сил.      Реальное     и     фантастическое в    произведении.     Сказочный     характер    фантастики.    Описания украинского    села    и     Петербурга.     Характер     повествования. Сочетание   юмора    и   лиризма.
Повесть «Тарас Бульба».
Эпическое    величие    мира     и     героический     размах     жизни    в повести    Гоголя.    Прославление     высокого     строя     народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие,   честь,      патриотизм     как     основные     идеалы    запорожцев.    Герои     Гоголя     и    былинные     богатыри.     Тарас      и    его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления   в     портретном    описании,     речевой   характеристике.   Трагизм    конфликта     отца    и    сына     (Тарас   и  Андрий).    Борьба    долга    и     чувства    в     душах     героев.    Роль   детали    в     раскрытии    характеров    героев.    Смысл     финала  повести.
Комедия «Ревизор».
История   создания     комедии      и    ее     сценическая     судьба. Поворот    русской     драматургии   к    социальной    теме.   Русское чиновничество  в   сатирическом    изображении:     разоблачение    пошлости,    угодливости,    чинопочитания,    беспринципности, взяточничества     и     казнокрадства,    лживости.   Основной   конфликт комедии    и    стадии    его     развития.     Особенности     завязки,     развития действия,    кульминации     и    развязки.    Новизна     финала     (немая сцена).    Образ     типичного     уездного     города.    Городничий   и чиновники.    Женские     образы     в    комедии.    Образ    Хлестакова. Хлестаковщина   как      общественное     явление.      Мастерство    драматурга   в    создании     речевых     характеристик.     Ремарки    как форма     выражения      авторской     позиции.    Гоголь     о    комедии.
Поэма «Мертвые души».
История     создания.    Смысл     названия     поэмы.       Система    образов.     Чичиков      как      «приобретатель»,     новый    герой    эпохи. Поэма     о     России.     Жанровое    своеобразие     произведения,     его      связь    с       «Божественной    комедией»     Данте,     плутовским     романом, романом-путешествием. Причины    незавершенности    поэмы.    Авторские лирические      отступления     в      поэме,     их     тематика    и    идейный смысл.   Чичиков     в    системе     образов    поэмы.    Образы     помещиков  и    чиновников,     художественные     средства    и      приемы     их     создания,     образы     крестьян.    Образ    Руси.     Эволюция    образа    автора    от     сатирика     к       проповеднику     и      пророку.    Своеобразие гоголевского     реализма.     Поэма     «Мертвые    души»    в    русской критике.